Здравствуйте, дорогие друзья!
В конце прошлого года мне удалось договориться и взять интервью у профессионального мастера скрапбукинга Евгении Яровой. Всегда интересно пообщаться с человеком, добившимся заметных успехов в своей деятельности. Хотя бы потому, что за его плечами бесценный опыт, и попытки заглянуть за ширму творческого процесса глазами самого мастера открывают много таких нюансов, о которых стороннему наблюдателю — а по отношению к скрапбукингу я пока именно такой наблюдатель и есть — даже догадываться не приходилось. В общем, интервью получилось откровенное, ёмкое и весьма познавательное для меня. Хочется надеяться, что и вы сможете почерпнуть из него немало интересного. Особенно если роль стороннего наблюдателя в искусстве скрапбукинга вас не устраивает =)
Инна: Женя, расскажи, как ты пришла к скрапбукингу, с чего всё началось?
Евгения: Вообще началось всё очень забавно и смешно. В свое время моя мама в Кандалакше основала Ассоциацию мастеров ручного труда Мурманской области, и при этой Ассоциации работали свои творческие мастерские, куда можно было прийти и чему-то научиться, чем-то заниматься. И вот мама мне позвонила, мол, Женя срочно надо, чтобы нашелся какой-нибудь мастер, занимающийся декупажем. Ну, и, куда деваться, пришлось мне срочно сесть, перерыть весь интернет, чтобы узнать, что же такое декупаж, как его делают...
В какой-то момент я зашла через поиск в интернет-магазин, где продаются салфетки, карты декупажные, лаки, краски и прочие материалы для декупажа. При магазине был форум, и я совершенно случайно увидела там открытку ручной работы. И вот в тот момент я поняла, что всё, я «залипла». Это было так круто, захотелось этому научиться, научиться именно для себя, понять, как это сделано, из чего сделано.
Это сейчас, уже по прошествии 5 лет — примерно столько я занимаюсь скрапом — я могу сказать, что та открытка, которую я увидела, на самом деле была элементарной и в ней ничего такого особенного-то по сути и не было. Но тогда она меня очень зацепила.
Я стала искать, что же такое «открытки ручной работы», но потом выяснилось, что, оказывается, это лишь маленькое, узенькое ответвление от такого вида творчества, которое называется «скрапбукинг». Ну, и, конечно же, когда я с ним немного познакомилась, я поняла, что я «пропала», наверное, до конца жизни моей. Потому что это настолько неординарно, настолько там много всего интересного... В общем, это классно!
Вот так всё неожиданно и началось .
Инна: А когда твоё скрапбукинговое хобби переросло в бизнес?
Евгения: На самом деле в бизнес мое увлечение переросло достаточно быстро, поскольку именно как мастер я работаю очень давно. Я с детства всегда чем-то таким занималась. Тем более, что у меня и мама -рукодельница, она достаточно признанный мастер и в области, и вообще в России. В Москве, в Питере её очень хорошо знают.
И насколько я помню, для меня это было естественно сесть и быстренько что-нибудь сделать своими руками. Причем мне особенно интересно — и сейчас я учу этому на своих мастер-классах — сделать «конфетку» из самых обычных и доступных материалов. Потому что зачастую, живя в области, невозможно пойти и купить в магазине всё необходимое для рукоделия, как, например, в Москве, в Питере или в Самаре.
По прошествии многих этих лет я сделала для себя такой вывод, что творчество, которое приносит деньги, должно быть наименее затратным, и в то же время его результаты должны выглядеть качественно, дорого, как-будто купленными в магазине.
Вообще говоря, когда начинаешь чем-то рукодельным заниматься, постепенно-постепенно накапливается опыт. И вот даже мои первые открытки, которые я сделала, когда только начала заниматься скрапбукингом, они почти все были куплены, а не подарены. Это удалось мне, во многом благодаря «сарафанному радио», тому, что друзья, идя в гости, хотели подарить что-нибудь неординарное. Как раз примерно лет пять назад у нас в России начал происходить такой сдвиг, когда люди уже «наелись» тем, что привозится из Китая, и «штамповкой», которая продается в магазинах, и стали искать какие-то необычные подарки.
Мне, конечно же, очень помогло периодическое участие в разных ярмарках, знакомство с очень многими людьми. К тому же всегда к праздникам делаешь открыточки, даришь их. И в результате потихонечку начинают поступать заказы. А чем больше заказов, тем больше возможностей для расширения ассортимента используемых материалов. И соответственно чем лучше материалы, тем выше качество твоих работ.
Вот, к примеру, самые первые свои изделия я делала буквально из того, что было под рукой — из ниток, из пуговиц старых, из обоев. Я ходила по магазинам, покупала рулонами обои и делала потом свои первые скрап-альбомы. Ничего плохого я в этом абсолютно не вижу. Тем более, что сейчас есть в продаже такие обои, такие нитки, другие непрофессиональные материалы, которые совершенно не стыдно пускать в работу.
Именно поэтому я как мастер состоялась сразу. То есть у меня не было перехода от дилетанта к профессионалу. Я считаю так: если делать, то делать хорошо сразу.
Инна: Можно сказать, это твой творческий девиз?
Евгения: Да, именно так. И профессионально заниматься скрапбукингом, заявлять о себе как о мастере, который занимается изготовлением открыток и альбомов ручной работы, я стала в 2009 году. В Центре занятости тогда стали предоставлять субсидии на открытие собственного бизнеса. То есть я встала на учёт в Центре занятости, написала проект по созданию творческой мастерской, защитила его и получила 58 тысяч рублей на развитие своего бизнеса.
Конечно же, на 58 тысяч открыть мастерскую как таковую было нереально, поэтому все эти деньги я вложила в материалы и инструменты. При этом, пошевелив мозгами, я решила, что в России приобретать материалы не стоит, и почти сразу вышла напрямую на зарубежные интернет-магазины, которые занимаются отправкой такого рода товаров по всему миру. Там я заказала много того, что стоит больших денег, и чего в обычной ситуации я бы не смогла себе позволить купить. Это и вырубная машинка, и дыроколы, и достаточно дорогая пудра для эмбоссинга.
Именно благодаря вот этому гранту на развитие бизнеса, был сделан основной шаг к тому, чтобы заняться скрапбукингом професссионально, а не просто любительски.
Инна: Я так понимаю, что все материалы для своего хобби и бизнеса ты теперь закупаешь исключительно за границей?
Евгения: Конечно. Я закупаю в Америке, Англии, Австралии. Сейчас по-тихонечку и до Китая уже добралась.
Инна: Китай, все-таки ближе, чем та же Австралия.
Евгения: Да, он ближе. Но некотрые материалы можно достать только в определённой стране. А в других странах они либо стоят слишком дорого, либо просто не используются, поскольку в каждой стране скрапбукинг имеет свою специфику.
У каждого магазина свой ассортимент и своё качество товаров. Кто-то, допустим, заказывает цветочки в Китае. Да, они дешёвые, но они не такие красивые и не такие качественные, как английские цветочки, изготовленные вручную. Я лучше дороже заплачу, но зато работа будет более классно выглядеть.
Инна: А в Российских интернет-магазинах как-то представлены такие товары?
Евгения: Да, представлены, но у нас накрутка очень большая. Скажу прямо, в России никто без 100-процентной накрутки не работает, просто потому, что это совсем не выгодно. Нужно ведь держать работников, плюс делать всякие налоговые и прочие отчисления. Это значительные расходы.
Именно поэтому закупать материалы напрямую из-за рубежа намного дешевле. Даже с учётом дорогой доставки по миру оно стоит того. Так что, если профессионально заниматься творчеством, лучше сразу выходить на иностранные магазины. Найти их не сложно. В тематических блогах, на форумах постоянно всплывают названия таких магазинов. Это не секрет абсолютно.
Инна: А как вообще ты постигала технику скрапбукинга? Кого ты считаешь своим наставником, учителем?
Евгения: Вообще, если честно, такого человека, которого я могла бы назвать своим учителем, гуру, нет. Но есть люди, работами которых я очень сильно восхищаюсь. В стремлении разобраться, как сделана работа Мастера, конечно, пытаешься её повторить. Но скопировать на 100 процентов, естественно, такую работу не получится. Во-первых, материалов таких же нет, во-вторых, состояние души другое, в-третьих, менталитет у нас у всех разный. Но в любом случае ты сильно растёшь творчески и многому можешь научиться у профессионалов. Допустим, тому же цветовому сочетанию. Ведь если у человека нет художественного образования, самое тяжёлое для него — это научиться красиво сочетать оттенки. Потому что не всем это дано. Нередко бывает, что работа сама по себе хорошая, но выполнена в такой жуткой цветовой гамме...
У многих такая проблема, но на самом деле решить её несложно. Надо просто просматривать чужие блоги, чужие работы. Сейчас очень много есть различных цветовых таблиц — они очень хорошо помогают в работе. Не цветовой круг, а именно таблицы. Просто распечатываешь на бумаге и первые 2-3 месяца постоянно заглядываешь в таблицу, а потом цветовые сочетания уже отпечатываются на подсознании.
И самое главное — внимательно смотреть по сторонам, потому что в природе, которая нас окружает, все цвета сочетаются красиво и гармонично. Допустим, тот же цветок ирис... Когда я прихожу в магазин и хочу купить к фиолетовому платью зелёный, салатовый шарфик, все кричат: «Вы что, это же несочетаемо!» Почему несочетаемо? Ирис — фиолетовый, у него зелёные листья. Это очень красиво. Это вообще классическое гармоничное сочетание.
Вот так, благодаря природным подсказкам, человек, не имеющий художественного образования, совершенно спокойно может научиться сочетать цвета. Вокруг себя можно найти массу примеров для своих работ. А там уже всё зависит от того, какого склада человек. Каждому присущ какой-то свой вкус, прежде всего. Человека, у которого совсем нет вкуса, не бывает — у всех есть вкус. Нужно только смотреть, что тебе ближе. Я вот считаю, что мои работы ближе к стилю Шебби. Может быть, я, конечно, себе льщу очень сильно...
Но вот Винтаж мне абсолютно не удаётся, это не мой стиль. Хотя у нас в россии Винтаж очень популярен. Если вы любите Винтаж, нужно, конечно же, идти по каким-то сайтам, где есть винтажные работы, присутствует стиль Бохо, Херитаж. Конкретного мастера я, к сожалению, не могу назвать.
Люди, работами которых я вдохновляюсь, — это, к примеру, польская мастерица Энза. Или тоже польская мастерица Агнешка. Ну, Агнешку все знают. Мало кто не пытался повторить её работы: сердечко из цветочков, коробочки-кубики раскрывающиеся, открыточки в виде платьишек, открыточки в виде шортиков.
Еще мне очень нравятся работы нашей мастерицы Лены Виноградовой. Они мне нравятся своей нестандартностью. Если у польских мастериц работы очень нежные, зефирные, воздушные, то у Лены Виноградовой они выполнены в свободном стиле (так называемый фристайл), и это «отрыв башки» полный! Она сама что-то рисует на страницах, что-то пишет... Вообще, Лена — на данный момент единственная в России создательница своих авторских штампов. И она самая первая у нас в стране создала набор именно русской скрап-бумаги. Сейчас на её счету уже три набора скрап-бумаги. Её бумага отправляется за границу. И это самый лучший показатель того, что в России тоже есть большие профессионалы в скрапбукинге.
Из наших мастериц я бы еще назвала Диану Миронову. Она меня покоряет, прежде всего, тем, что она очень любит цвет. Мало людей, которые не боятся цвета. Человек, который, допустим, получил классическое художественное образование, как правило, не любит сочетание ярких, экспрессивных оттенков. Когда же заходишь на блог Дианы, просто падаешь на месте! У неё такие яркие сочные цвета, что её работы иногда хочется «съесть»! =) Очень классные работы, с интересными текстурами и необычными сочетаниями. У Дианы очень такой специфичный стиль.
Плюс ко всему, когда я нашла блог Дианы, она занималась созданием открыток в эко-стиле. Это вообще какое-то особое направление. В моём понимании открытки в эко-стиле — это открытки, созданные из экологических материалов и вторсырья. А открытка Дианы, создаётся такое впечатление, словно кусок ландшафта, перенесённый на бумагу. У неё там цветочки, ещё что-то растет — вот хочется поднести нос к экрану и понюхать, настолько всё кажется живым. Я такого никогда не встречала.
И вообще, за рубежом таких мастериц, как Диана и Лена, нет. Кстати, они нередко выступают дизайнерами в зарубежных блогах, и там есть такая фишечка, называется «Копируем». Берутся работы наших русских мастериц, и тамошним девчонкам предлагается их повторить, сделать так, как они это видят и чувствуют. Это, я считаю, очень хороший показатель. Наши мастерицы постепенно выходят на мировой уровень. И самое интересное, что каждый человек может состояться как мастер.
В принципе эти четыре мастерицы — пока и весь список людей, которые меня вдохновляют. За их творчеством я постоянно слежу и периодически пытаюсь что-то повторить. Но как я это делаю? Допустим, я «позалипаю» часа 2-3 у них на блогах, повосторгаюсь, а после этого я сажусь и создаю свою работу под впечатлением от их работ. Бывало, конечно, я копировала работы Агнешки, не без этого. Тем не менее я всегда стараюсь привнести что-то своё. Мне кажется, всё равно в каждую работу нужно частицу себя добавлять, иначе они не будут настолько классными.
Инна: Я смотрела твои альбомы, открытки и могу сказать, что свой стиль у тебя есть, это чувствуется.
Евгения: Может быть. Просто я не знаю, в чём он заключается =).
А что касается альбомов, я не могу сказать, что я вот прямо специалист по ним. Я всё же больше открыточница. Но дело не в том, что мне не нравится делать альбомы. Просто в основном мне приходится выполнять свадебные заказы, и зачастую, когда я делаю альбом, фотографий-то еще нет. А делать альбом без фотографий — это очень тяжело. И сколько я ни спрашивала девчонок-мастериц, они тоже говорят, что это почти нереально.
Людям начинаешь объяснять, мол, если вы хотите красивый свадебный альбом, приходите через полгода после свадьбы, когда вы получите фотографии. Мы вместе с вами отберем лучшие фотографии, которые будут нести ощущения радости и счастья — те, что останутся на всю жизнь. И тогда уже это оформим. И когда люди начинают понимать, что именно так и нужно поступить, заканчивается всё тем, что они не возвращаются, потому что им становится некогда.
Инна: Мне кажется, этот вопрос надо брать на себя родственникам.
Евгения: Да, конечно. Кстати, открою большой секрет, на самом деле в основном все свадебные альбомы, которые я сделала, заказывали либо девчонки своим мужьям на какую-то там годовщину свадьбы, либо молодые люди — в подарок своим жёнам. Но такого, чтобы муж и жена сообща пришли заказать альбом, у меня не было.
Поэтому я не могу сказать, что я именно скрап-мастер. Кардмейкинг — это моё. Любую открытку я могу сделать из подножного материала так, что это будет «супер».
Инна: А какой самый необычный заказ, который тебе особенно запомнился? Есть такой?
Евгения: Да-да, был такой. Вообще я очень люблю нестандартные заказы, и чем они интереснее, необычнее, тем больше мне нравится их выполнять. Могу всю ночь просидеть, а утром позвонить заказчику и сообщить, что всё готово.
Так вот, был один заказ от молодого человека. Во-первых, когда я его самого увидела, я, мягко говоря, «прибалдела». Когда мы разговаривали по телефону, понятно было, что это обычный русский парень, он общался на молодёжном сленге. Но при встрече оказалось, что он афроамериканец.
Этот молодой человек хотел преподнести девушке на день рождения такой подарок, который одновременно служил бы признанием в любви, чтобы они с ней начали встречаться. Он рассказал, что в своё время видел один интересный фильм, в котором парень сделал своей девушке предложение очень оригинальным способом: он преподнёс ей карточки, на которых были написаны какие-то фразы, складывающиеся в определённое послание. И вот что-то в этом роде хотелось сделать и моему заказчику.
В итоге я оформила работу в виде небольшого вытянутого пенальчика. Он открывается, и внутри находится мини-альбомчик. На каждой страничке — отдельное предложение с картинками. Причём само послание молодой человек сформулировал с юмором. Всё получилось так необычно, так прикольно.
Интересно, что когда этот парень забирал свой заказ, он предложил меня подвезти на машине. И вот мы едем, и он молчит. Я спрашиваю: «Уильям, что-то случилось? Всё в порядке?» Он в ответ: «Да... да... Ну, это клёво!.. Ну, я вообще не ожидал, что будет так!.. Ну, это здорово!»
Человек оказался настолько впечатлён моей работой... И вот это самое главное, ради чего я занимаюсь скрапбукингом, — эмоции людей. Именно поэтому я очень люблю свадебные заказы выполнять. Хотя летом бывает завал заказами, и семья обижается, что я бесконечно работаю... Но когда невесты прыгают у меня дома по коридору с радостными воплями и визгами «Как всё клёво!», «Супер-супер!», мне кажется, только ради этого стоит жить на этом свете.
Инна: Ручное творчество в принципе очень затратно по времени. А ведь это далеко не единственная часть твоей жизни — у тебя семья, ты проводишь мастер-классы, обучаешь людей, ведёшь свой бизнес. Как ты все успеваешь? Кто помогает?
Евгения: Сама не знаю, как успеваю =) Никаких помощников у меня нет, всё делаю сама. Главное, чётко организовывать свой день. Я с утра встаю, сразу составляю план на день и согласно ему действую. День у меня расписан просто по минутам.
Инна: Ты относишься к тем счастливым людям, которые смогли объединить хобби и работу. А как ты отдыхаешь?
Евгения: О, я уже неизвестно сколько не отдыхала. В последнее время вообще об отдыхе думать некогда, загружена работой по полной. Бывает, конечно, выделю себе недельку, когда уж сильно устану. Но трачу это время на домашние дела. Вот так отвлекусь немного и снова погружаюсь в работу.
Бывает ещё, выезжаю куда-нибудь. Но опять же это деловые поездки, связанные с работой, бизнесом.
Инна: Доводилось ли тебе участвовать в каких-нибудь конкурсах по скрапбукингу?
Евгения: Да, конечно, стараюсь по мере возможностей принимать участие в таких мероприятиях. Год назад проходил конкурс по новогодней открытке, и я даже заняла в нём первое место. Честно скажу, для меня это было большой неожиданностью.
Инна: А чем неожиданнее, тем приятнее.
Евгения: Это точно.
Инна: Что бы ты посоветовала тем, кто только начинает постигать искусство скрапбукинга?
Евгения: Прежде всего, я бы посоветовала определиться, ради чего человек хочет заниматься скрапбукингом. Если это просто для себя, для души, то тут нет никаких препятствий. Сейчас в интернете можно найти огромное количество обучающих материалов. Пожалуйста — смотрите мастер-классы, проходите обучающие курсы, закупайте необходимые материалы, инструменты и творите.
Если же есть желание заняться скрапбукингом профессионально, то над этим стоит серьёзно подумать. Прежде всего, надо понимать, что профессиональный скрапбукинг не удастся совмещать с какой-нибудь офисной работой, работой в учреждении, потому что это очень трудоёмкий процесс, он занимает массу времени и, главное, — очень эмоционально и интеллектуально затратен. Ведь когда выполняешь работу на заказ, то делаешь это не по вдохновению. Должна быть чёткая стратегия, её надо продумывать. Раньше, в самом начале мне приходилось себя просто заставлять. Я с утра садилась и устраивала мозговой штурм, обдумывала концепцию альбома или открытки. То есть работать надо плотно и конкретно. На всё остальное времени уже совершенно не будет. Поэтому скрапбукинг как бизнес — это отдельная профессия, и нужно быть готовыми к тому, что если этим заниматься, то нужно уходить с работы.
В то же время нельзя сказать, что скрапбукинг приносит большую прибыль. Это довольно затратный вид деятельности, поскольку материалы стоят недёшево.
В общем, совет такой: всё хорошенько взвесить и чётко понимать, чего ждёшь от скрапбукинга.
Инна: Не могу не задать тебе традиционный вопрос: каковы твои творческие планы?
Евгения: Конечно, я продолжу свои занятия скрапбукингом. Буду и дальше изготавливать открытки и альбомы на заказ. Но кроме этого, сейчас я со своей компаньоншей Леной осваиваю новое направление бизнеса — изготовление мыла ручной работы «с нуля». На данный момент мы занимаемся сертификацией, оформлением документов, готовим помещение. Решаем также вопрос по упаковке мыла. Не хотелось бы упаковывать в пластик, думаем в этом плане что-то другое использовать.
На мой взгляд, мыловарный бизнес гораздо прибыльнее и перспективнее, чем скрап. Поэтому основную ставку я сейчас делаю именно на это направление.
Инна: Планируешь продолжить преподавательскую деятельность как мастер ручного труда?
Евгения: Безусловно. Я не зря 5 лет проучилась в институте, по образованию я педагог-культуролог. К тому же есть художественное образование. Вообще, учить людей рукоделию мне очень нравится. От этого я получаю огромное удовольствие.
Несмотря на загруженность, я достаточно часто провожу мастер-классы. Причём, помимо обучения самой технике, я рассказываю об особенностях того или иного вида рукоделия, о том, где брать материалы, как их заказывать, рассказываю какие-то тонкости и нюансы, которые выявляются в результате многолетнего опыта. Поэтому, конечно, в этой сфере я чувствую себя очень нужной и считаю, что обязательно надо этим заниматься.
Инна: Большое спасибо тебе, Женя, за интересную и познавательную беседу. Я хочу пожелать тебе постоянного профессионального роста и больших успехов в творчестве и в бизнесе.
* * *
Прекрасного вам настроения и творческого вдохновения!
До встречи в КАРТОНКИНО!
Отличное интервью!!! Очень интересно было читать!!! :D И конечно, меня как и многих, очень впечатляют работы Жени. Сплошное восхищение (смущаюсь)
По поводу цветовых сочетаний в природе: тоже всегда пользуюсь этими подсказками :)
Спасибо, Таня)
Скрапбукинг да и любое творчество требуют хорошей наблюдательности. Главное, конечно, желание, даже, можно сказать, страсть, тогда все будет получаться))
Встречи с интересными людьми это очень здорово!Спасибо за интервью! Работами Жени восхищаюсь!
Я сама нахожусь под большим впечатлением от ее работ! Женя, конечно, немного скромничает :) Ну значит, человек видит, к чему можно стремиться — это всегда хорошо)
Спасибо, интересно было ознакомиться. Отдельное спасибо за ссылочки, сходила, полюбовалась. Меня вот тоже с недавних пор заинтересовал кардмейкинг и скрапбукинг, вернее вещи в стиле скрапбукинг. И, действительно, очень трудно найти сочетание цветов.У меня, например, обычно ничего не получается и сразу паника, и хочется все бросить(руки видать не с того места растут). А потом полюбуюсь работами других и снова хочется попробовать. Попробую поискать эти цветовые таблицы
Пожалуйста, Инна) Я хоть и не занимаюсь скрапбукингом, тоже часто сталкиваюсь с проблемой сочетания цветов. Иногда приходится потратить немало времени... При выборе в основном пользуюсь подсказками цветового круга, а теперь вот еще и табличкой одной, ну и внутренними ощущениями — нравится-не нравится — конечно, тоже.
У Вас есть главное — большое желание творить. Все нужные навыки можно развить со временем. Терпения Вам и настойчивости! И успехов в скрапбукинге)))