За каждым авторским творением всегда кроются опыт, мировосприятие, настроение, душа его создателя. Поэтому глядя на то или иное изделие ручной работы, кое-что можно понять и о самом авторе. В то же время остаётся и ощущение загадки, которое порой терзает пытливый ум множеством вопросов и предположений.
Сегодня мы раскроем некоторые тайны и получше познакомимся с одной из мастериц Картонкино — Анной Шиденко. Кто она, какая она в творчестве и жизни?..
- «Хорошая мама, очень творческая личность. Всегда пробует что-то новое и это у неё получается на уровне профессионала!» — ответила Татьяна, с которой они знакомы со школы.
- «Отличная подруга, суперская мама, ответственный человек, которому можно доверять», — как бы вторя ей, произнесла Марина, с которой они знакомы со времён учебы в университете.
- «Самая творческая личность в нашем кругу», — подчеркнул немногословный муж.
- «Перфекционист», — резюмировал родной брат.
«И это всё? — удивилась Аня. — Всего одно слово?»
«А что, по-моему оно всё объяснят — и стремление к семейному уюту, и профессиональный рост...» — последовал ответ.
- А вот что рассказала об Анечке Светлана Федоровна Гагарина — коллега, научный руководитель и соавтор по статьям в детских журналах:
— Аня Шиденко — это прежде всего заботливая жена, любящая мама и внимательная дочь. Верный и надежный друг. Творческий и любознательный человек, который ориентируется во многих областях знаний. Умный и искренний собеседник, умеющий выразить своё суждение, человек с золотыми руками и умной головой.
У неё есть своя четко определённая жизненная позиция, достаточная самооценка, удивительное умение самовыражаться и потребность сделать окружающее лучше и красивее.
Аня хозяйственна, умеет создавать уют и хорошо готовит.
Имея двоих детей, она успевает ухаживать за своей внешностью, следить за модными тенденциями — во всём, развиваться как личность. Привлекательная, женственная, искренняя и порядочная. Ей присущ оптимизм, жизнерадостность и чувство собственного достоинства. С ней очень приятно находиться рядом.
«Знаете, я бы, конечно, поспорила с некоторыми пунктами», — призналась мне с улыбкой Аня.
А я, признаться честно, была так впечатлена этим тёплым отзывом, что «заподозрила» Светлану Федоровну в родственных связях с семьёй Шиденко. Но Аня быстро развеяла мои предположения.
Мы очень любим Светлану Федоровну. Она большой друг нашей семьи и мы даже называем её ещё одной нашей бабушкой. Но по факту мы коллеги. Мои дети очень любят, когда она приезжает к нам по рабочим делам.
Ну, например, с пунктом о готовке. На самом деле я не очень-то люблю готовить. Хотя и бывают моменты, когда что-то такое находит, и я могу каждый день ресторанные блюда делать или печь что-то новое... В общем, готовлю больше под настроение.
Да и с оптимизмом бы я не согласилась. Хотя… Если так поразмышлять, то я живу по принципу: «Что ни делается, всё делается к лучшему». Наверное, это и есть оптимизм? Если так, тогда — да, я оптимист.
Универсальный педагог универсален во всём
Анна Шиденко окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, факультет начального образования и получила специальность «Учитель начальных классов. Учитель изобразительного искусства». Затем год училась в магистратуре. Параллельно устроилась преподавателем изобразительного искусства в Минское Суворовское военное училище (МСВУ) на кафедру культуры. После магистратуры была распределена в свой же вуз — БГПУ — на факультет начального образования. Стала преподавать дисциплины эстетического цикла (рисунок, живопись, композицию, историю искусств, позже — методику преподавания изобразительного искусства, дизайн и др.).
Какая же гордость меня обычно переполняет за тех моих знакомых, кому так же, как и Ане, выпала честь преподавать в родном Университете или даже просто Училище!
Мне всегда это казалось очень показательным. Ведь те, кто тебя учил, выделил и обозначил не кого-то другого, а именно тебя. Это так круто, когда тебе, вчерашней ученице (ну или ученику) делают предложение встать в один ряд со своими учителями!
Как это обычно происходит? Кто делает такие предложения — секретарь, зав. кафедрой или сам декан? От одних только мыслей об этом, всё во мне начинает ликовать. Что испытывают те, кому делаются такие предложения? Мне было это очень интересно!
Поступая в магистратуру, я уже знала, что меня распределят на факультет. Поначалу было страшновато. Все-таки студенты — практически мои ровесники, а заочники, наоборот, старше меня намного и с опытом работы... Боялась, что нечему будет их учить. А на деле очень быстро влилась в коллектив. Навела свои «порядки» (улыбается — прим. ред.), а то студенты порой очень несерьёзно подходили к предметам изобразительного цикла.
Мои преподаватели, конечно, очень помогали адаптироваться, но довольно скоро я стала работать с ними на равных и в некоторых вопросах уже они ко мне обращались. Мужчины-художники далеки от мира расписаний, программ и т.п. — пришлось все это взять на себя.
Моей. Но я точно знала, что дальше магистратуры не пойду. Аспирантура и вообще наука в целом — это не моё. Я человек-практик. Мне очень тяжело даются научные статьи, а что уж говорить о диссертации! Да и в школе я не работала...
Работу в МСВУ со временем мне пришлось оставить, так как не получалось совмещать. Через некоторое время параллельно с преподавательской деятельностью я получила должность заместителя декана по воспитательной работе и начала свою вторую студенческую жизнь — концерты, походы, конкурсы, различные мероприятия, выставки и т.п. Всем этим мне надо было заниматься.
Мне очень нравилась такая работа, хоть она и занимала всё мое время, даже в выходные дни. С деканом и первым замом у нас сложились очень тёплые взаимоотношения. Но именно с этого, милого моему сердцу места я ушла сначала в свой первый декретный отпуск, а потом, вернувшись и отработав совсем немного, снова ушла — на этот раз навсегда.
Дело в том, что к тому моменту, как я вернулась из декрета, специальность “изобразительное искусство” закрыли и предметы эстетического цикла стали не нужны. Но я же универсальный педагог (улыбается — прим. ред) - мне дали другие дисциплины.
Я знаю, что в наших школах сократили часы ИЗО: этот предмет преподается теперь только в 1-5 классах. Что касается обучения, то у нас в ВУЗе есть отдельный факультет, который готовит учителей ИЗО, поэтому на моем факультете такая специальность была закрыта.
И поэтому тоже. Но был целый ряд причин, среди которых было и то, что, находясь в декретном отпуске, я не сидела сложа руки, а активно осваивала графические редакторы. В общем, попрощавшись с работой в системе образования, я нашла себя в качестве графического дизайнера.
Ещё как страшно! Я вообще боюсь перемен. Но мой муж всегда оказывает мне поддержку в этом вопросе. Графика и дизайн к этому моменту уже очень сильно увлекали меня, поэтому как только представилась возможность сменить работу, я это сделала.
Неплохо отреагировали. Все всё поняли.
Поначалу мне там было очень интересно. Я обучалась с такой скоростью, с какой новорожденный младенец познает окружающий его мир. А затем стали появляться тревожные звоночки. Первый был финансового плана. После того, как мой испытательный срок подошел к концу, мне была озвучена моя зарплата, и она оказалась на порядок ниже того, что было обещано изначально.
Я посоветовалась с мужем и мы решили рассматривать новую работу, как некую стажировку, за которую ещё и платят (не меньше, чем на прежнем месте работы, должна заметить).
Да. Мне очень нравилось там работать, и я всегда очень тщательно подходила к каждому своему новому заказу, стараясь вникнуть в саму суть производства, а не просто копируя присланные заказчиком материалы.
Со временем многие заказчики стали обращаться именно ко мне, что, конечно же, не очень понравилось моей коллеге — тоже дизайнеру. Она начала плести интриги.
Я не могу работать в такой атмосфере, когда в глаза говорят одно, а за глаза — совершенно другое. Поэтому снова начала искать работу, а когда нашла, меня не захотели отпускать. Пришлось отрабатывать положенный срок. В итоге я все-таки ушла, но уже в никуда.
«Вот почему так происходит?» — стучало у меня в голове. Работает себе человек, никого не трогает, ни к кому не суётся, старается, прикладывает максимум усилий, живёт процессом… Есть работа — с головой и, что ещё более важно и ценно, с удовольствием, с самоотверженностью погружается в неё. Нет работы — порядок на полках наводит.
И ведь обязательно, хоть раз в жизни, но обязательно сработает против него этот дурацкий “Закон подлости” с лёгкой подачи кого-то из окружающих его коллег. Неужели нельзя просто порадоваться чужому успеху и попытаться достичь ничуть не худшего, а может даже в разы лучшего результата? Или придумать, как можно разделить этот чужой успех пополам, приумножив его, внеся в него и свою собственную лепту...
Кстати, работать по офисному распорядку мне совсем не понравилось. — Прервала мои размышления Анюта. — Я привыкла к гибкому графику, поэтому работу в офисе с тех пор больше не ищу. Но и в систему образования пока возвращаться не планирую.
Моя любимая программа Corel Draw. Но я также владею несколькими программами от всем известной компании Adobe. Это прежде всего Photoshop, Illustrator, InDesign (программа для верстальщиков) и Lightroom (программа для фотографов).
Лучше всего, конечно начать с CorelDraw или Иллюстратора. Эти программы были разработаны специально для векторной графики, и в них легко создавать линейные (плоские) рисунки, типа схем и шаблонов.
Причём если сравнивать две эти программы, то Corel для освоения гораздо более лёгок и понятен. Ну а всё остальное — InDesign, Lightroom, Photoshop — это уже дополнительно, хотя для меня лично грань между важным и дополнительным в данном случае очень и очень размыта. InDesign я использую для вёрстки, Lightroom и Photoshop — для обработки фотографий.
И ещё. Для тех, кто вырезает с помощью плоттера есть специальная программа Silhouette Studio, с помощью которой тоже можно рисовать схемы. Если бы я не владела CorelDraw, то скорее всего рисовала бы в ней.
Вообще сама любовь к творчеству — она, конечно, родом из детства. Я же училась в художественной школе. Там мы тоже много чем занимались — и игрушки мягкие шили, и гобелены плели.
Еще мне всегда очень нравилось делать разные поделки из журналов Burda. Там раньше была такая рубрика — “Рукоделие”. Правда материалов и инструментов, с которыми там предлагалось работать, у нас ещё не было. Это сейчас всё есть — и контуры, и краски по бумаге/по ткани, и всевозможные фигурные дыроколы и бумага сотен видов… А раньше приходилось работать по принципу “голь на выдумку хитра”. В дело шло всё, что найдётся в доме.
В лабиринтах творческого пыла
Во время учебы в университете я познакомилась с бумагопластикой. У нас было несколько занятий по оригами, где мы делали кусудамы. Мне очень понравилась эта техника, я стала самостоятельно искать в интернете схемы и пыталась повторить необычные фигурки. И не только в интернете — в книгах тоже. В общем, увлеклась.
Пожалуй, именно с оригами началась моя любовь к бумаготворчеству. Мастером в этом направлении я не стала, но периодически до сих пор обращаюсь к этому искусству. Например, когда нужно подготовить для детей какой-нибудь мастер-класс. Да и с дочкой часто разные фигурки делаем. В прошлом году даже на целый календарь хватило!
На мой взгляд, заниматься оригами может каждый. В этой технике можно складывать фигурки различного уровня сложности. Но чтобы заниматься оригами профессионально, надо иметь математический склад ума и пространственное мышление.
Ещё немаловажно и наличие специальной бумаги. Сделать простую фигурку из обычной бумаги – легко, а вот соорудить сложную конструкцию уже не получится – из-за множества перегибов бумага перетирается и рвётся.
Я в своем творчестве дошла до такого уровня, когда мне хотелось сделать что-то сложное, но специальной бумаги в продаже не было. Да и фигурки оригами постепенно заполонили мой дом, поэтому творческий пыл несколько поугас.
Открытки в технике pop-up.
Вот и я сначала вырезала по предложенным в интернете схемам, а потом, освоив принцип, начала создавать своё. Постепенно технику pop-up вытеснило простое вырезание.
«Ну, не такое уж и простое», — подумала я. Видели бы вы её работы! Некоторые из них — настоящее ювелирное искусство. Я снова прогулялась по Аниной страничке в Стране Мастеров. А потом зашла на свою и с удивлением обнаружила, что мы даже немного общались с ней в комментариях несколько лет тому назад. И уже тогда я была наслышана о её удивительном творчестве.
Немалую роль в моём собственном развитии сыграло творчество Зульфии Дадашевой. Особенно её кубы-туннели. Сначала я просто повторяла эти кубы, а затем стала создавать свои.
Потом у меня вышла книга «Открытки в технике tunnel book» (издательство “Феникс”). Как видите, здесь я пошла куда дальше, чем в оригами (смеется — прим. ред.).
Ко мне обратилась редактор с предложением сделать книгу, я и согласилась. Знаете, оказалось, что реально родить ребёнка гораздо быстрее, чем книгу выпустить (смеется — прим. ред.). В процессе её создания я успела забеременеть, выносить и родить сыночка. Книга вышла только спустя месяц после его рождения.
Вот насчет популярности не могу подсказать, поскольку ничего не знаю о продажах. Книга размещена на торговой площадке интернет-магазина “Лабиринт” и не только.
Да, действительно. Уже много лет я сотрудничаю с издательством «Пачатковая школа» (Начальная школа — рус. знач.). Со своим соавтором Светланой Федоровной, о которой уже упоминалось, мы ещё со времён работы в университете печатаемся в журналах этого издательства.
Это разные журналы. Сначала мы писали только для журнала «Пачатковая школа», который предназначался для учителей, поэтому наши статьи носили чисто методический характер.
Чуть позже меня подключили и к работе в детском журнале «Рюкзачок». Это уже совсем другая аудитория.
Вместе со Светланой Федоровной мы готовили материалы для одной из рубрик — «Мастерская рюкзачка». Какое-то время я параллельно готовила мастер-классы поделок и для другого журнала этого издательства — «Мир путешествий».
Помимо этого я разрабатывала обложки для серии учебной литературы, медали в школу, грамоты, сертификаты, дипломы…
Нет, в живую, к сожалению, не видела — только в интернет магазине.
Кстати, похожая история случилась с «Медалью первокласснику». Именно её, разработанную мной несколько лет назад, в этом году вручали в гимназии моей дочке-первокласснице.
Конечно! Хвасталась потом друзьям.
Продолжая тему сотрудничества с издательством, могу добавить, что совсем недавно я стала принимать участие в выездных мастер-классах. Сотрудники издательства иногда проводят встречи с читателями. Вот на таких встречах мы и проводим МК по изготовлению какой-нибудь несложной поделки.
Чаще всего выбор падает на технику оригами, потому что тут и материала много не требуется, и с детками как раз можно успеть все сделать в рамках отведённого времени.
А ещё Анна уже достаточно долгое время творит в виртуальном городке Картонкино, который покорил тысячи рукодельных сердец со всего света. В бумажно-картонном магазинчике на одной из его «бумажных» улочек, представлено около 70 разных работ, схемы к которым нарисовала Анечка.
И там не только открытки и коробочки. Там есть и закладки для книг, и даже сами книги — объёмные, необычные и очень трогательные.
Ох, это всегда очень по-разному. Многое зависит от вдохновения. Бывает, что за час могу открытку собрать, а бывает, ну, вот «не идут» работы.
Вообще, процесс, конечно, небыстрый. Сначала появляется замысел (либо самой что-то в голову приходит, либо кто-то с заказом обращается), потом начинаю рисовать схему, затем вырезаю.
Например, те же закладки для книг. Идея вырезать закладки в голове сидела уже давно, но как-то не доходили руки. А тут у дочки в классе я вошла в состав родительского комитета. Было решено дарить детям книги, а я решила добавить вырезные закладки.
Сначала была мысль делать такие закладки каждый новый месяц, но именно в тот момент вдохновение решило меня покинуть. А закладки-то делать надо… Чтобы уже всех детей одарить. Поэтому на создание уже второй закладки времени ушло гораздо больше.
Пожалуй, сюда можно отнести серию открыток «Зодиак». Очень масштабный проект, включающий 24 изделия: 12 — это просто вырезные открытки и еще 12 — выполненные в технике pop-up.
Очень любимый мною комплект, но дался мне он с трудом. Опять же, как и в случае с закладками, останавливаться на полпути было нельзя — пришлось идти до конца.
А вот с ней совершенно никаких проблем не было. Она сделалась на одном дыхании.
Идею формы книги я почерпнула из интернета. Именно там я увидела подобные книжки. Правда, все они были очень сложные, со множеством страниц. Я наткнулась на них в тот момент, когда увлечённо изучала тему создания бумажных туннелей для создания своей книги, в которую уже были включены некоторые виды таких туннелей — кубы, открытки.
Каруселька должна была попасть на соседние с ними странички, как отдельный вид, но оказалось, что она не помещается в формат книги. Слишком много схем.
В итоге в книгу вошла всего лишь часть карусели, как отдельно взятая страница-открытка. А полноценная книга-карусель родилась все равно, правда чуть позже. Уж очень сильно было желание её сделать.
Я очень люблю простоту. Мне сложно делать что-то навороченное. Когда используешь многоцветие, тяжелее создать композицию. Хотя попытки у меня были. Например я делала праздничную гирлянду в тематике Фиксиков — она была цветная.
Думаю, что полихромность — это мой следующий этап, моя новая ступенька творчества.
Я редко рисую эскизы. Обычно — сразу на компьютере. Единственное, когда рисую эскизы туннелей (в программе), то контурные объекты закрашиваю в разные оттенки серого, чтобы проще было понимать как выстраиваются слои в композицию. Легче не запутаться в линиях. И то, зачастую, после вырезания получается несколько иная картинка.
Вот такая не слишком «разноцветная», но вместе с тем достаточно яркая, светлая, смелая и талантливая девушка. Помимо вырезания Аня увлекается ещё и скрапбукингом, батиком, оформлением тематических и праздничных — детских и не очень детских — мероприятий. Для последних она нередко разрабатывает авторские дизайны открыток, гирлянд, растяжек и интерьерных декоров.
В своем профайле Аня написала: «Один раз в жизни я уже круто поменяла профессию, теперь я на распутье, и куда заведет меня моя творческая натура, пока даже не предполагаю. Но я живу по принципу: всё, что в жизни происходит, делается к лучшему.»
Она вполне могла бы самостоятельно организовывать детские праздники, выбирать тематику, продумывать оформление, торт, сладости, конкурсы, музыкальный фон и т.п. Всё это могла бы сделать она одна. Самостоятельно.
Единственное, ведущий из меня не очень-то, — сетует Анна. — Дети все равно будут воспринимать меня как “маму Леры”, а не как ведущую (смеется — прим. ред.).
Мне также очень нравится просто декораторская деятельность — оформление свадеб, корпоративов, детских праздников…
А ещё фотографией увлекаюсь. Ну и дизайнерская работа в полиграфии мне очень нравится.
Так и хочется продолжить: “...я ещё и вышивать умею. И на машинке, м-м-м… тоже”.
Она уже не преподаватель, но всё ещё «не просто мама». Увлечённая, деятельная, искренне влюблённая в творчество и создание чего-то прекрасного — абсолютно нового, но в тоже время такого своего и родного.
У меня есть стойкое убеждение, что в женщине изначально заложена тяга к созданию уюта. И особенно сильно это проявляется во время беременности. По своему опыту могу сказать, что практически любая женщина, забеременев, начинает рукодельничать. Даже те, кто никогда до этого ни крючка, ни иголки в руках не держали.
У меня ведь в университете в основном девушки учились. Со многими мы поддерживаем отношения. Так вот многие на моих предметах чуть ли не впервые вынуждены были что-то делать своими руками, а сейчас, смотрю, вовсю рукодельничают. И все в один голос говорят: «Вот когда забеременела…»
Кто вышивать начинает, кто свит-дизайном увлекается, кто-то — скрапбукингом, кто-то — фетром, мягкие игрушки шьют, вяжут… Практически все без исключения начинают творить.
Ой, даже и не знаю… Наверное, в таком формате мечты пока нет. Планы есть. Но о них лучше не буду говорить, потому что когда я делюсь своими планами, мне их потом не удается реализовывать (смеется — прим. ред.).
Ну что же... Тогда — тссс. Молчок. Оставим тайные планы в покое, пусть зреют и поскорее воплощаются. Уверена, что совсем скоро мы не только услышим о них, но ещё и увидим воочию. А кто-то, возможно, сможет воплотить новые идеи «личнособственноручно». Может это будете вы?
Татьяна Окселенко